Ubuntu без Unity. Как все начиналось, и что имеем сейчас


 https://assets.ubuntu.com/v1/0e7183ed-desktop-overview-complete.jpg
Писать об этом вообще не хотелось, но внутренний резонанс слишком сильный. 5 апреля все новостные каналы OpenSource-мира начали распространять официальную новость о том, что разработка unity прекращена, и в целом Canonical отказывается от Unity 8, Mir, Ubuntu Phone, а Ubuntu Desktop вернётся на GNOME. По этому я решил зафиксировать это в такой статье. Посмотрим с чего все началось, а я подумаю, почему все так закончилось

Для меня как давнего сторонника Ubuntu - это конечно была грустная история. Я использую ubuntu еще начиная с версии 6.10, диск с ней мне передали друзья, в далеком 2007 году и это был далеко не первый дистрибутив Linux который я попробовал. До этого были и ASP и Fedora и что-то еще экзотическое, но это все было так, баловство, попробовал установить, потыкал кнопки, переключился назад в Windows.
Ubuntu 6.10 - Gnome 2. (иллюстрация с softwareinreview.com)

Именно тогда, попробовав Ubuntu сразу стала видна огромная разница в подходе создателей дистрибутивов, которые не просто собирали пакеты в единый котел, но и пытались придать этой форме, в том числе и содержание, изменяя стандартные темы и наборы приложений и подключая добрую и романтическую африканскую философию про человечность.

Потом один релиз сменял другой, и было много всего, но сейчас это не так важно. Gnome 2 был основной оболочкой рабочего стола и не видно было ему соперника вплоть до Ubuntu 9.04, когда произошло первое разделение по интерфейсам внутри компании. Тогда в альтернативу к классическому Gnome в качестве DE по умолчанию, появилась отдельная редакция - Ubuntu Netbook Remix (UNR), наработки которой потом, набрав популярность, и получили свое продолжение, объединившись в оболочку Unity

https://www.howtoforge.com/images/how-to-test-mir-and-unity-8-on-ubuntu-16-04/big/pic_2.png
Интерфейс Unity 7
Ну если коснуться еще глубже, то начиная с дистрибутива 8.04 "Hardy Heron" появилась редакция Ubuntu Notebook Edition (UNE), сделанная специально для установки на ноутбуки, но по сути она отличалась набором драйверов и настройками ядра (что конечно важно, но не в рамках данной статьи)

Маленькие экран - большие возможности

Каковы были предпосылки перед появлением UNR? - это конечно же окончательно сформировавшийся рынок нетбуков, которые ворвались на рынок в 2007 году силами компании ASUS, со своими EEE PC, сделавшими ноутбуки не только компактными, но и доступными.

Смартфоны и КПК тогда были безумно дороги, а для решения даже офисных или развлекательных задач не годились полностью. Появившийся в 2008 году MacBook Air стоил для большинства людей слишком дорого, а нетбуки выступали отличным дополнением для удаленной работы или развлечения.

File:Asus Eee 701.jpg
Asus EEE PC 701 (иллюстрация с wiki[edia)
Что и говорить, в то время увидев эту машинку в ближайшем магазине, я сразу же бросился изыскивать деньги на ее покупку, и вскоре стал ее обладателем. Радости не было предела, а написание лекций в универе стало исключительно цифровым, с исключением для иллюстраций.

Тогда это был прорыв в плане автономности и компактности, но очень быстро появилась другая проблема - операционные системы, к которым мы привыкли, работать на таких экранах не могут.
Несчастные пользователи Windows плакали но использовали WindowsXP, рассматривая контент на экране словно сквозь амбразуру танка, а многие интерфейсы Windows даже не умещались на экране. Linux в этом плане тоже звезд с неба не хватал, все элементы управления были крупные и не подготовленные к таким экранам. Но Linux - система гибкая.
Windows XP на Asus EEE PC 701
На этой волне популярности компактных ноутбуков в очередной раз появился шанс для всего того, что мы могли бы назвать "Linux для пользователей", и как грибы после дождя появлялись дистрибутивы ориентированные на маленький экран. Один из примеров MeeGo, которым я даже пытался пользоваться, но уж больно он был направлен в сторону IVI (развлекательных систем), и "умер" он в 2012. Многие видели перспективы в этом рынке, и в том, что основной конкурент тут сильно сдает позиции, но предложить чего-то полноценного никто мог.

Сейчас конечно мы понимаем, что подтянулись все слишком поздно,  да и эра нетбуков не смогла продержаться на волне долго, потом появились планшеты, ультрабуки, где не надо было жертвовать экраном и прочее.

https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhTMRfZJpuF-FMI6V0Ox6SC4ZgnGyBH_pOAyx4pza5uU6PhSxZRqMWg-Vn87o24dz1uU675wokVMyNzIc6vSlEATLTv3f-5oMGOe6PtUC65J8WrCWDBdfZk0KD0RxyojwJ0nOAoiQMiKZM/s1600/meego2.png
Интерфейс MeeGo

Ubuntu Netbook Remix

И именно тогда, Ubuntu выпустили свое видение окружения рабочего стола для систем с компактными экранами. Тогда это не называлось Unity, это просто был отдельная оболочка для запуска приложений с небольшими но важными дополнениями. В отличии от прочих дистрибутивов для этого сегмента компьютеров, в Ubuntu нам предлагали использовать привычным нам софт, просто в измененном окружении.

Основной экран 9.04 UNR

  Основные возможности того первого UNR:
  • Для запуска использовался специальный лунчер с крупными кнопками;
  • рабочего стола не было;
  • окна запускались на весь экран;
  • заголовок окна был скрыт;
  • Верхняя панель совмещала функции панели задач и заголовка окон.
Это к примеру экономило невероятные 24рх экрана на заголовке и еще 24 на панели Gnome,  что при экране в 800х480рх было очень много (10%), да и в целом ощущалось куда удобнее классического расположения панелей и заголовков. Эти изменения оказались популярными и многие начинали перетаскивать фишки из UNR на свою настольную Ubuntu, что подсказало разработчиком идеи для дальнейшего развития дистрибутива.


Эволюция UNR (Иллюстрация с omgubuntu.co.uk)
Ветка UNR развивалась очень активно и действительно пользовалась популярностью пользователей. В рамках этой ветки появилась и боковая панель, и глобальное меню, и клавиши управления окном на панели, и сама верхняя панель стала отдельным элементом, при чем возможности уже уходили далеко за требования компактных экранов.

Unity


Все это в итоге привело к тому, что в 2011 году ответвление UNR закрыли, а всего его наработки были отправленые в основной дистрибутив получили название Unity и новую парадигму развития, которая предполагала предоставить пользователю единый интерфейс работы вне зависимости от устройства на котором он работает.

https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhZOuxLYa0JsKV2qGmUwezH2-kaNUmjaA02vvzx9oFkrDhTb7luYDQuve6a_wanRKvazrVUq44xEd2GGVeLTokXcoYlSGrSNB2BDYAJFqY_9SQxGJf9id1kftpuCDHc0LtvjHyZNJ6_qzoH/s1600/Screenshot.png
Unity в Ubuntu 11.04

Ubuntu 11.04 Natty Narwhal - вот когда большинство людей узнали о Unity, и не для всех это была хорошая новость. Интернеты были полны ненавистью в сторону Canonical, которые установили по умолчанию в системе столь сильно отличающуюся от привычного оболочку, к тому же еще и регулярно "падающую". К тому же в 2011 году пробем с видео-драйверами было куда больше, и оттого разработчиками пришлось параллельно писать две версии Unitу, добавив к основной Unity-2D - не использующую 3D-ускорение для отрисовки своего интерфейса.


Тем кто хочет акунуться в мир ностальгии того времени, очень рекомендую поиск по записям в группе. Как говорится: "Олдфаги не вспомнят, ньюфаги не знают".

Клавиша поиска есть на стене группы - ищем по natty


Начиная с 2011 года оболочка очень быстро развивалась, становилась стабильнее и удобное. И пусть установить привычный Gnome2 никто на запрещал, мир пользователей уже навсегда разделился на эпоху до и после Unity.  Разработчики привнесли много интересных нововведений, которые до них никто полноценно не предоставлял.

 Уникальность Unity

Самое простое, и чем точно работал каждый это - глобальное меню, до этого различные разработчики пытались реализовать эту концепцию, но все это сводилось к работе с отдельным фрэймворком. Разработчики Unity сделали настоящее независимое решение, которое работало, и с GTK, и с Qt, и с LibreOffice, и с многими другими продуктами, что было не просто.

https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiWEOZ46jJkmMJn75PW6yj1kI1nIVb18Z1FTa0CgIfv2XAD0tqHvOpzXgEyiK7pPS3GnrTSgiSXN6FSxfGgTMZfnAFv1L5oz1wSRYw31Y_kJMFQnl1KhZtNdarhRhHlu9TvCA_2-5bRgJk/s1600/ub12.04-libreoffice-global-menu.png
глобальное меню для LibreOffce - долгая головная боль разработчиков

Линзы (Scopes) цель которых сделать Dash - единым окном доступа ко всей информации, которая пользователю может понадобиться. При этом доступ должен был быть "прозрачным", не важно где находилась информация, сайт в интернете и файл на облачном хранилище, или программа и документ на вашем ПК, вы просто открывали Dash и писали в поисковую строку то, что вам нужно и получали результат

Далеко не полный список провайдеров для Dash
Так же в Unity была своя не плохо продуманная система горячих клавиш, завязанная в основном на клавишу "Super". Горячие клавиши позволяли минимизировать необходимость пользователя использовать мышку при переключении приложений или управления окнами, но на этом разработчики не остановились и разработали еще более продвинутую систему - HUD  (Heads UP Display). 

HUD не только помогал найти меню, но и показывал где именно находится элемент
Он позволял вам искать пункты меню в приложениях не используя мышь, по этому если ваша работа была свяана с ПО в котором были сложные ветвистые меню, или с набором текста или кода, вы экономили огромное количество времени просто вызывая пункт меню из HUD по нажатию клавиши Alt.

Библиотека libcolumbus которая позволяла не замечать ваши опечатки при поиске  в Dash или HUD, так же, как когда поисковая строка Google или Yandex прощает вам замену местами нескольких букв.

Несмотря на опечатки, результаты были корректными

Закат Unity

Крупные и мелкие изменения внедрялись от версии к версии, постоянно улучшаясь вплоть до Unity версии 7 (а было это вдлекой Ubuntu 14.04 LTS Trusty Tahr), с тех пор ее развитие почти остановилось.

Причина была в том, что оболочка изначально строилась на своем стеке технологий, который был не был популярен у прочих разработчиков. Сами же Canonical не имели столько сил, чтобы весь этот стек поддерживать.

Unity, Compiz (плагиатом к которому сама Unity от части была), свой собственный графический фреймворк для отрисовки Dash, глобальное меню, система индикаторов, HUD и многое другое использовались только в Ubuntu и все это нужно было поддерживать.

Canonical решили принять волевое решение и выбросить все старое и написать все по новому, создав ветку Unity 8, которая бы строилась на Qt и вобрала в себя все лучшее из мира Unity 7, но не используя старые технологии. 

https://www.nixp.ru/uploads/news/fullsize_image/a61b5479822a1a6630d8f30d7b2702e2d8e07264.png
Unity 8 последних сборок
Но как мы знаем, ничего этого так и не произошло. Команда Марка снова взяла на себя непосильную задачу по созданию целой экосистемы.

  • Создание своего графического сервера Mir (не приняв сторонние схожие разработки Wayland), на основе которого и должна был работать Unity 8, а работа поверх устаревшего X не предполагалась;
  • Написание своих собственных программ по умолчанию, а не использование, как ранее, стек Gnome, из-за переменчивости и постоянного изменнениях в их API, ABI;
  • Ориентация дополнительно и на мобильные платформы увеличило сложность разработки.
Пользователи много лет ждали Unity 8 которую можно было бы хоть как-то использовать простому пользователю, без сложных манипуляций и переработке системы, а то, что показывали разработчики, тоже назвать готовым было нельзя. Ну и как мы теперь знаем, увидеть Unity 8 в Ubuntu нам уже не суждено. Акционеры компании были не довольны тратой денег в пустоту, и разработку свернули.

http://images.techhive.com/images/article/2013/07/edge-converge-100047315-large.jpg
Как пользователи видели будущее Ubuntu

За несколько лет ориентирования на мобильный рынок, он так и не выстрелил. Невероятные идеи о простоте и едином интерфейсе на всех платформах в рамках Ubuntu реализовать не получилось, вернее довести это до состояния, когда пользователи смогли бы это использовать. Да что Canonical, даже такие гиганты как Microsoft с их бюджетами все так же не могут пронести эту функцию через разработку в готовое решение. Возможно время еще не настало.

Как Microsoft показывает нам будущее

Форки

Как только прозвучали новости о закрытии разработки Unity, независимые разработчики, которые участвовали в разработке Unity 8 сразу же принялись создавать форки, так появились, к примеру UBports.

UBports будут продолжать развитие Unity8 на всех устройствах

Но вот Unity 7 -  единственной Unity, что реально работает и установлена у миллионов пользователей разрабатывать уже никто не хочет, да как я уже говорил, это непосильный труд. Есть проекты где люди хотят перенести опыт использования Unity и написать схожую оболочку с нуля на новых технологиях, например Unit Project, или переработав Gnome или KDE, но сама оригинальная Unity 7 уже точно умерла.

https://unitlinux.org/wp-content/uploads/2017/05/unit-1024x576.jpg
Эскиз того, как ребята из Unit Project видят свою разработку
Так же существуют рецепты, которые позволят вам изменить внешний вид другого DE, сделав его подобным Unity. Например сейчас популярен gnome-layout-manager  Но работа скрипта не идеально,  а то что выгляит как Unity совершенно им не является, и не предоставляет того удобства, к которому многие привыкли.
Результат работы скрипта gnome-layout-manager в Gnome3


Будущее Ubuntu Desktop

За то время, что разработчики гнались за Unity 8 с его новым миром и работающим поверх Mir, Unity 7 перестала развиваться. Разработчики Gnome3, на стеке  приложений которого работала оболочка, начали слишком кардинально менять подход к пользовательскому интерфейсу, заставляя разработчиков Unity 7 поддерживать кроме  выше приведенных технологий еще и старый набор приложений Gnome, а это уже мало кому посильная задача. 

Так что сейчас настольная редакция Ubuntu c Unity 7 будет доступна, пока поддерживается LTS дистрибутив 16.04. Хорошая новость в том, что поддержка Xenial Xerus будет осуществляться до 2021 года, плохая - никаких улучшений и доработок там точно не будет.

https://omgubuntu.ru/content/images/2017/05/16-ubuntu-04-lts-xenial-xerus-750x471.jpg
Unity в 16.04 (плюс реклама классного ресурса)
В итоге свернув разработку Unity 8, возврат к Unity 7, уже устаревшей, становится бесперспективным, и Canonical решили вернуться к тому, с его начали - к Gnome, но только в этот раз более радикально. Как минимум, после новости о окончании разработки Unity 8 и Unity 7, они заявили, что будут предлагать пользователям рабочий стол таким, каким его видят разработчики Gnome.

Ubuntu 17.04 с Gnome 3
На мой взгляд это огромная ошибка, ведь именно то, что они делали изначально с Gnome2 и делало его доброжелательным к пользователю и удобным, и я надеюсь на то, что все таки разработчики Ubuntu будут принимать участие  в том, как будет выглядеть дистрибутив, и какое ПО будет установлено по умолчанию.

Надежду на это дает проведение опросов пользователей, о которых выможете почитать тут: http://vasilisc.com/ubuntu-desktop-gnome-extensions-poll-results

Для меня как энтузиаста Ubuntu отказ от Unity - это огромная потеря и сейчас я ищу способы замены если не на то же самое, то как минимум на то, что мне покажется удобным. Сейчас я тестирую XFCE (xubuntu-desktop) и даже смог его удобно настроить, хоть и нет замены всему, но это уже другая история.

Всем приятного и отзывчивого окружения





Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Pidgin IM, подключение аккаунтов Telegram и Вконтакте

HP2727 сканирование в сеть

Почему вам стоит попробовать GNOME