Ubuntu без Unity. Как все начиналось, и что имеем сейчас
Писать об этом вообще не хотелось, но внутренний резонанс слишком сильный. 5 апреля все новостные каналы OpenSource-мира начали распространять официальную новость о том, что разработка unity прекращена, и в целом Canonical отказывается от Unity 8, Mir, Ubuntu Phone, а Ubuntu Desktop вернётся на GNOME. По этому я решил зафиксировать это в такой статье. Посмотрим с чего все началось, а я подумаю, почему все так закончилось
Для меня как давнего сторонника Ubuntu - это конечно была грустная история. Я использую ubuntu еще начиная с версии 6.10, диск с ней мне передали друзья, в далеком 2007 году и это был далеко не первый дистрибутив Linux который я попробовал. До этого были и ASP и Fedora и что-то еще экзотическое, но это все было так, баловство, попробовал установить, потыкал кнопки, переключился назад в Windows.
Именно тогда, попробовав Ubuntu сразу стала видна огромная разница в подходе создателей дистрибутивов, которые не просто собирали пакеты в единый котел, но и пытались придать этой форме, в том числе и содержание, изменяя стандартные темы и наборы приложений и подключая добрую и романтическую африканскую философию про человечность.
Потом один релиз сменял другой, и было много всего, но сейчас это не так важно. Gnome 2 был основной оболочкой рабочего стола и не видно было ему соперника вплоть до Ubuntu 9.04, когда произошло первое разделение по интерфейсам внутри компании. Тогда в альтернативу к классическому Gnome в качестве DE по умолчанию, появилась отдельная редакция - Ubuntu Netbook Remix (UNR), наработки которой потом, набрав популярность, и получили свое продолжение, объединившись в оболочку Unity
Интерфейс Unity 7 |
Ну если коснуться еще глубже, то начиная с дистрибутива 8.04 "Hardy Heron" появилась редакция Ubuntu Notebook Edition (UNE), сделанная специально для установки на ноутбуки, но по сути она отличалась набором драйверов и настройками ядра (что конечно важно, но не в рамках данной статьи)
Маленькие экран - большие возможности
Каковы были предпосылки перед появлением UNR? - это конечно же окончательно сформировавшийся рынок нетбуков, которые ворвались на рынок в 2007 году силами компании ASUS, со своими EEE PC, сделавшими ноутбуки не только компактными, но и доступными.
Смартфоны и КПК тогда были безумно дороги, а для решения даже офисных или развлекательных задач не годились полностью. Появившийся в 2008 году MacBook Air стоил для большинства людей слишком дорого, а нетбуки выступали отличным дополнением для удаленной работы или развлечения.
Asus EEE PC 701 (иллюстрация с wiki[edia) |
Что и говорить, в то время увидев эту
машинку в ближайшем магазине, я сразу же бросился изыскивать деньги на
ее покупку, и вскоре стал ее обладателем. Радости не было предела, а написание лекций в универе стало исключительно цифровым, с исключением для иллюстраций.
Тогда это был прорыв в плане автономности и компактности, но очень быстро появилась другая проблема - операционные системы, к которым мы привыкли, работать на таких экранах не могут.
Несчастные пользователи Windows плакали но использовали WindowsXP, рассматривая контент на экране словно сквозь амбразуру танка, а многие интерфейсы Windows даже не умещались на экране. Linux в этом плане тоже звезд с неба не хватал, все элементы управления были крупные и не подготовленные к таким экранам. Но Linux - система гибкая.
На этой волне популярности компактных ноутбуков в очередной раз появился шанс для всего того, что мы могли бы назвать "Linux для пользователей", и как грибы после дождя появлялись дистрибутивы ориентированные на маленький экран. Один из примеров MeeGo, которым я даже пытался пользоваться, но уж больно он был направлен в сторону IVI (развлекательных систем), и "умер" он в 2012. Многие видели перспективы в этом рынке, и в том, что основной конкурент тут сильно сдает позиции, но предложить чего-то полноценного никто мог.
Сейчас конечно мы понимаем, что подтянулись все слишком поздно, да и эра нетбуков не смогла продержаться на волне долго, потом появились планшеты, ультрабуки, где не надо было жертвовать экраном и прочее.
Интерфейс MeeGo |
Ubuntu Netbook Remix
И именно тогда, Ubuntu выпустили свое видение окружения рабочего стола для систем с компактными экранами. Тогда это не называлось Unity, это просто был отдельная оболочка для запуска приложений с небольшими но важными дополнениями. В отличии от прочих дистрибутивов для этого сегмента компьютеров, в Ubuntu нам предлагали использовать привычным нам софт, просто в измененном окружении.
Основные возможности того первого UNR:
Основной экран 9.04 UNR |
- Для запуска использовался специальный лунчер с крупными кнопками;
- рабочего стола не было;
- окна запускались на весь экран;
- заголовок окна был скрыт;
- Верхняя панель совмещала функции панели задач и заголовка окон.
Эволюция UNR (Иллюстрация с omgubuntu.co.uk) |
Ветка UNR развивалась очень активно и действительно пользовалась популярностью пользователей. В рамках этой ветки появилась и боковая панель, и глобальное меню, и клавиши управления окном на панели, и сама верхняя панель стала отдельным элементом, при чем возможности уже уходили далеко за требования компактных экранов.
Unity
Все это в итоге привело к тому, что в 2011 году ответвление UNR закрыли, а всего его наработки были отправленые в основной дистрибутив получили название Unity и новую парадигму развития, которая предполагала предоставить пользователю единый интерфейс работы вне зависимости от устройства на котором он работает.
Unity в Ubuntu 11.04 |
Ubuntu 11.04 Natty Narwhal - вот когда большинство людей узнали о Unity, и не для всех это была хорошая новость. Интернеты были полны ненавистью в сторону Canonical, которые установили по умолчанию в системе столь сильно отличающуюся от привычного оболочку, к тому же еще и регулярно "падающую". К тому же в 2011 году пробем с видео-драйверами было куда больше, и оттого разработчиками пришлось параллельно писать две версии Unitу, добавив к основной Unity-2D - не использующую 3D-ускорение для отрисовки своего интерфейса.
Тем кто хочет акунуться в мир ностальгии того времени, очень рекомендую поиск по записям в группе. Как говорится: "Олдфаги не вспомнят, ньюфаги не знают".
Клавиша поиска есть на стене группы - ищем по natty |
Начиная с 2011 года оболочка очень быстро развивалась, становилась стабильнее и удобное. И пусть установить привычный Gnome2 никто на запрещал, мир пользователей уже навсегда разделился на эпоху до и после Unity. Разработчики привнесли много интересных нововведений, которые до них никто полноценно не предоставлял.
Уникальность Unity
Самое простое, и чем точно работал каждый это - глобальное меню, до этого различные разработчики пытались реализовать эту концепцию, но все это сводилось к работе с отдельным фрэймворком. Разработчики Unity сделали настоящее независимое решение, которое работало, и с GTK, и с Qt, и с LibreOffice, и с многими другими продуктами, что было не просто.
глобальное меню для LibreOffce - долгая головная боль разработчиков |
Линзы (Scopes) цель которых сделать Dash - единым окном
доступа ко всей информации, которая пользователю может понадобиться. При этом доступ должен был быть "прозрачным", не важно где находилась информация, сайт в интернете и файл на облачном хранилище, или программа и документ на вашем ПК, вы просто открывали Dash и писали в поисковую строку то, что вам нужно и получали результат
|
Так же в Unity была своя не плохо продуманная система горячих клавиш, завязанная в основном на клавишу "Super". Горячие клавиши позволяли минимизировать необходимость пользователя использовать мышку при переключении приложений или управления окнами, но на этом разработчики не остановились и разработали еще более продвинутую систему - HUD (Heads UP Display).
HUD не только помогал найти меню, но и показывал где именно находится элемент |
Он позволял вам искать пункты меню в приложениях не используя мышь, по этому если ваша работа была свяана с ПО в котором были сложные ветвистые меню, или с набором текста или кода, вы экономили огромное количество времени просто вызывая пункт меню из HUD по нажатию клавиши Alt.
Библиотека libcolumbus которая позволяла не замечать ваши опечатки при поиске в Dash или HUD, так же, как когда поисковая строка Google или Yandex прощает вам замену местами нескольких букв.
|
Закат Unity
Крупные и мелкие изменения внедрялись от версии к версии, постоянно улучшаясь вплоть до Unity версии 7 (а было это вдлекой Ubuntu 14.04 LTS Trusty Tahr), с тех пор ее развитие почти остановилось.
Причина была в том, что оболочка изначально строилась на своем стеке технологий, который был не был популярен у прочих разработчиков. Сами же Canonical не имели столько сил, чтобы весь этот стек поддерживать.
Unity, Compiz (плагиатом к которому сама Unity от части была), свой собственный графический фреймворк для отрисовки Dash, глобальное меню, система индикаторов, HUD и многое другое использовались только в Ubuntu и все это нужно было поддерживать.
Canonical решили принять волевое решение и выбросить все старое и написать все по новому, создав ветку Unity 8, которая бы строилась на Qt и вобрала в себя все лучшее из мира Unity 7, но не используя старые технологии.
Unity 8 последних сборок |
Но как мы знаем, ничего этого так и не произошло. Команда Марка снова взяла на себя непосильную задачу по созданию целой экосистемы.
- Создание своего графического сервера Mir (не приняв сторонние схожие разработки Wayland), на основе которого и должна был работать Unity 8, а работа поверх устаревшего X не предполагалась;
- Написание своих собственных программ по умолчанию, а не использование, как ранее, стек Gnome, из-за переменчивости и постоянного изменнениях в их API, ABI;
- Ориентация дополнительно и на мобильные платформы увеличило сложность разработки.
Пользователи много лет ждали Unity 8 которую можно было бы хоть как-то использовать простому пользователю, без сложных манипуляций и переработке системы, а то, что показывали разработчики, тоже назвать готовым было нельзя. Ну и как мы теперь знаем, увидеть Unity 8 в Ubuntu нам уже не суждено. Акционеры компании были не довольны тратой денег в пустоту, и разработку свернули.
Как пользователи видели будущее Ubuntu |
За несколько лет ориентирования на мобильный рынок, он так и не выстрелил. Невероятные идеи о простоте и едином интерфейсе на всех платформах в рамках Ubuntu реализовать не получилось, вернее довести это до состояния, когда пользователи смогли бы это использовать. Да что Canonical, даже такие гиганты как Microsoft с их бюджетами все так же не могут пронести эту функцию через разработку в готовое решение. Возможно время еще не настало.
|
Форки
Как
только прозвучали новости о закрытии разработки Unity, независимые
разработчики, которые участвовали в разработке Unity 8 сразу же
принялись создавать форки, так появились, к примеру UBports.
UBports будут продолжать развитие Unity8 на всех устройствах
|
Эскиз того, как ребята из Unit Project видят свою разработку |
Так
же существуют рецепты, которые позволят вам изменить внешний вид
другого DE, сделав его подобным Unity. Например сейчас популярен gnome-layout-manager
Но работа скрипта не идеально, а то что выгляит как Unity совершенно
им не является, и не предоставляет того удобства, к которому многие
привыкли.
|
Будущее Ubuntu Desktop
За то время, что разработчики гнались за Unity 8 с его новым миром и работающим поверх Mir, Unity 7 перестала развиваться. Разработчики Gnome3, на стеке приложений которого работала оболочка, начали слишком кардинально менять подход к пользовательскому интерфейсу, заставляя разработчиков Unity 7 поддерживать кроме выше приведенных технологий еще и старый набор приложений Gnome, а это уже мало кому посильная задача.
Так что сейчас настольная редакция Ubuntu c Unity 7 будет доступна, пока поддерживается LTS дистрибутив 16.04. Хорошая новость в том, что поддержка Xenial Xerus будет осуществляться до 2021 года, плохая - никаких улучшений и доработок там точно не будет.
Unity в 16.04 (плюс реклама классного ресурса) |
В итоге свернув разработку Unity 8, возврат к Unity 7, уже устаревшей, становится бесперспективным, и Canonical решили вернуться к тому, с его начали - к Gnome, но только в этот раз более радикально. Как минимум, после новости о окончании разработки Unity 8 и Unity 7, они заявили, что будут предлагать пользователям рабочий стол таким, каким его видят разработчики Gnome.
|
На мой взгляд это огромная ошибка, ведь именно то, что они делали изначально с Gnome2 и делало его доброжелательным к пользователю и удобным, и я надеюсь на то, что все таки разработчики Ubuntu будут принимать участие в том, как будет выглядеть дистрибутив, и какое ПО будет установлено по умолчанию.
Надежду на это дает проведение опросов пользователей, о которых выможете почитать тут: http://vasilisc.com/ubuntu-desktop-gnome-extensions-poll-results
Всем приятного и отзывчивого окружения
Ubuntu знаю, Ubuntnu нет.
ОтветитьУдалитьЧто такое Ubuntnu?